На сегодняшний день гранты являются наиболее востребованной, но далеко не единственной мерой поддержки ИТ-отрасли и передовых технологий. Стартапы и уже имеющие опыт компании могут получить поддержку по национальному проекту «Цифровая экономика» или обратиться за финансированием в частные фонды.
«За долгие годы работы наш фонд выработал целую линейку программ. Мы стараемся работать в партнерстве с Минцифры и другими ведомствами, чтобы оказывать наиболее полную помощь стартапам. У нас есть программы, которые помогают студенческим проектам запустить свой стартап. И есть отдельные продукты для стимулирования регистрации новых предприятий, а также программы, которые помогают уже существующим компаниям выходить на новые рынки – как внутри страны, так и за рубежом», – сказал Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям (ФСИ).
Он подчеркнул, что фонд работает как с крупными организациями – так и с малым бизнесом. Предприниматели могут получить финансирование проектов, помощь в продвижении товаров и маркетинговые консультации. В настоящее время фокус все больше смещается к нефинансовым мерам поддержки, а для стартапа главным критерием становится срок выхода проекта на окупаемость.
«Если раньше было много свободных средств, но рынок ощущал острую нехватку технологий, то сейчас же у нас ситуация поменялась: денег стало меньше, а количество заявок быстро растет. Поэтому в новой реальности успешнее будут те стартапы, которые ищут не бесплатные деньги, без которых прожить невозможно, а которые, в первую очередь, нацелены на построение технологии для работающего бизнеса», – подчеркнул Константин Паршин, вице-президент, исполнительный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково».
По опыту экспертов, наиболее частая ошибка, из-за которой компаниям не одобряют заявку на грант – неправильно рассчитанные целевые показатели. Поэтому чтобы гарантированно получить необходимую помощь, нужно не только отладить технологию и доказать работоспособность своей разработки, но также проработать вопросы, связанные с окупаемостью и другими экономическими показателями проекта.
«80% структуры проекта — это «разумные» метрики (ресурсы, сроки, технологии), а 20% — это «неразумные»: вера команды в идею и стремление ее реализовать! И именно эти «неразумные» параметры определяют успех предприятия», — отметил Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития интернет технологий (РФРИТ).
«Система фондов развития выстроена комплексно. Есть компании, которые по мере роста обращаются в разные фонды. Важно отметить, что поддержку по нацпроекту «Цифровая экономика» можно получить на любом этапе разработки ИТ-продукта. Например, у Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ) есть программа «Акселератор Спринт», в которой можно участвовать, начиная с этапа проработки идеи», – поделилась Екатерина Гаврилова, руководитель по коммуникационному сопровождению национального проекта «Цифровая экономика», АНО «Национальные приоритеты».
В дискуссии также приняли участие грантополучатели четырех фондов, которые поделились своим опытом подачи заявок на грант и прохождения акселерационной программы. Среди спикеров также были ИТ-компании, которые получили финансирование сразу от нескольких фондов. Они рассказали о том, как проходила подача заявок, с какими трудностями сталкивалась их команда, и поделились ценным опытом получения господдержки на свои проекты. Так, Илья Назаров, генеральный директор «Диджитал Маркетс», отметил, что их ИТ-компания принимала участие в акселераторе «Спринт» от ФРИИ, а также является текущим заявителем грант от Фонда содействия инновациям. Вдобавок, «Диджитал Маркетс» является резидентом «Сколково», так что ИТ-стартапы имеют возможность обратиться не в один фонд, а пройти через всю экосистему грантовой поддержки сразу нескольких фондов в зависимости от уровня развития их продукта.
В конце сессии зрители смогли задать свои вопросы представителям фондов и их грантополучателям, а также проконсультироваться с ними по своим проектам.